Ритейл в материальном ущербе вследствие российской военной агрессии: как компании юридически правильно вернуть утраченные средства?
Каждый день войны России против Украины наносит многомиллиардный ущерб для экономики Украины. Только прямые задокументированные убытки достигли более 97,4 млрд долларов США. Эти убытки включают 19 разрушенных/поврежденных торговых центров, 169 объектов складской инфраструктуры. Нарушенные логистические связи ежедневно создают новые вызовы ритейла для обеспечения торговых точек необходимым ассортиментом товаров.
Согласно нормам международного права, Российская Федерация обязана возместить потери, вызванные агрессивной войной, что запрещено международным правом. В то же время Россия много лет имеет репутацию государства, не уважающего нормы международного права и саботирующего выполнение решений, вынесенных международными судебными и арбитражными инстанциями против его государственных предприятий.
Правительство Украины еще в марте утвердило постановление, которым определило общие направления возмещения ущерба, среди которых заявлено намерение возмещать бизнесу как прямые убытки (разрушенное/поврежденное имущество, товар, др.), так и упущенную выгоду, вызванную войной. Но до получения реального возмещения еще далеко.
Поэтому, основным вопросом остается все же: какой действенный инструмент защиты (национальный или международный) следует выбрать, чтобы в конечном итоге нанесенный ущерб был возмещен. Будем откровенны и сразу предупредим, что действующие инструменты защиты не гарантируют такого результата. В то же время, на уровне наших международных партнеров (США, Великобритания, ЕС) разрабатываются мероприятия по созданию новых действенных механизмов и мы верим, что последние появятся в ближайшее время.
В этой статье мы сосредоточимся на основных мероприятиях, которые следует принять уже сегодня владельцам торговых центров и ритейлерам (арендаторам), которые понесли убытки в результате войны, а также очертим механизмы для возмещения существующих сегодня убытков и могут появиться в ближайшем будущем.
ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ФИКСАЦИЯ УБЫТКОВ (СБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ)
Конечно, сбор доказательств зависит от многих факторов, одним из которых является безопасность и доступ к объекту (прекращение активных боевых действий, деоккупация, разминирование). Организацию на местном уровне в этом направлении осуществляют соответствующие государственные и военные администрации с привлечением при необходимости других уполномоченных органов.
Разрабатывая стратегию сбора доказательств, независимо от вида имущества, следует сосредоточиться на подтверждении состояния имущества до и после происшествия, а также причин, по которым имущество получило повреждение/разрушение.
На территориях, где не ведутся активные боевые действия, следует обратиться к следующим основным способам фиксации ущерба и их причинам:
- Получение документов от органов ГСЧС. Если в результате вооруженного нападения на вашем объекте возник пожар, следует получить документ от соответствующего отдела ГСЧС (акт комиссии), удостоверяющий факт пожара, сведения о нем.
- Фото-, видеофиксация происшествия, в результате которого имуществу нанесен ущерб. Лучше проводить такую фиксацию с экспертами, которые будут в дальнейшем привлечены для расчета убытков, проведения соответствующих судебных экспертиз.
- Обзор/обследование состояния. Для каждого имущества есть свои особенности по фиксации повреждений/разрушений.
Что касается торговых центров как объектов недвижимости, за период войны законодателем введен достаточно четкий алгоритм действий по их обследованию и определению возможности восстановления/дальнейшей эксплуатации. В частности, владельцам торговых центров необходимо будет пройти процедуру обследования объектов недвижимости и получить соответствующий отчет и акт по обследованию.