All Retail
Опубликовано

Меню войны: как полномасштабное вторжение изменяет пищевые привычки украинцев

Около половины опрошенных украинцев (49%) говорят, что их пищевые привычки изменились с начала полномасштабного вторжения.

На какие продукты переходят потребители и как выглядит типичный рацион? На каких категориях экономят, а какие сокращают в последнюю очередь? Делают ли запасы и как готовятся к холодному сезону? Как отличаются стратегии выживания в зависимости от возраста и места жительства? На эти и другие вопросы изменения пищевых привычек граждан искали ответы аналитики исследовательской компании Gradus Research в специальном опросе к New Food Summit 2024.

Около половины опрошенных украинцев (49%) говорят, что их пищевые привычки изменились с начала полномасштабного вторжения. Среди молодежи 18-34 лет этот показатель даже выше — 54%.

Среди ключевых факторов, влияющих на изменение в привычках питания, респонденты называют повышение цен на продукты питания, длительный стресс и атаки врага с их последствиями.

Однако при детализированной оценке стресс (83%) занимает первое место среди факторов влияния на изменение пищевых привычек. Из-за стресса и эмоционального истощения половина опрошенных украинцев питается нерегулярно (49%), а также употребляют больше нездоровой пищи (42%), понижен аппетит (41%) и пропускают некоторые приемы пищи (41%). 19% респондентов также указали, что стали употреблять больше алкоголя.

Из-за роста цен на продукты питания во время войны почти две трети (64%) опрошенных выбирают более дешевые продукты, почти половина респондентов чаще готовят еду на дому (48%).

Блэкауты также оказывают ощутимое влияние на пищевые привычки украинцев. Следствием отключений электричества, отопления или воды респонденты чаще всего называли то, что предпочитают продукты длительного хранения (59%) и холодную пищу (50%).

«Жизнь в войне и опыт блэкаутов сделали украинских потребителей закаленными. Люди перестраивают свой режим питания и адаптируют привычки. При этом треть опрошенных имеют альтернативные источники электропитания, еще треть имеют альтернативные средства разогрева и приготовления пищи. И только 34% опрошенных рассматривают возможность выезда из населенного пункта или страны в случае затяжных блэкаутов», — комментирует Евгения Близнюк, социологиня, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research.

Война вынудила украинцев срезать бюджет на питание. Наиболее сильно эти изменения ощутимы среди респондентов возрастной группы 56+ лет — среди них доля экономящих составляет 77%.

В категории, на которых больше всего экономят, попали кондитерские изделия (49%) и рыба и морепродукты (48%). В то время как категории базовых продуктов уменьшение бюджетов почти не коснулось — на хлебе, масле, муке, крупах, овощах и яйцах экономят всего 11% респондентов.

Исследование проведено исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Выборка отражает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-65 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону, за исключением временно оккупированных территорий и ведения активных боевых действий.

Период проведения поля: 8 октября 2024 года. Размер подборки: 1000 респондентов.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или