All Retail
Опубликовано

Кто теперь диктует условия труда — работодатель или сотрудники?

Дефицит кадров, вызванный войной и социально-экономическими факторами, стал катализатором изменений в корпоративной культуре и организационной структуре предприятий. В условиях, когда традиционные методы привлечения кандидатов теряют свою эффективность, компании ищут новые способы адаптации к требованиям сотрудников. Какие тенденции господствуют на рынке труда ритейла и кто теперь здесь устанавливает правила игры в материале All Retail.

Чем живет рынок труда ритейла

Рынок труда в сфере розничной торговли демонстрирует стабильно высокий уровень активности, однако признаки существенного улучшения пока отсутствуют. По данным аналитики Work.ua, количество вакансий по сравнению с прошлым годом выросло. В сентябре 2024 было открыто 14 114 позиций, что на 10% превышает показатель сентября 2023 года в 12 796 вакансий. Однако проблема нехватки кадров остается. Особенно ощутима нехватка продавцов-консультантов и кассиров, где спрос значительно превышает предложение.

В компании Эпицентр К говорят, что кадровый дефицит не только сохраняется, но и усиливается. Миграция и мобилизация значительной части населения приводят к ощутимому недостатку кадров, особенно на должности, требующие физической выносливости. В компании доля мобилизованных работников уже превышает 25% всех военнообязанных. Это создает значительный дефицит дальнобойщиков, водителей строительной техники и продавцов-консультантов в торговых центрах.

Также дефицитны специалисты, офисные сотрудники, менеджеры среднего и высшего звена. Представители украинского бизнеса говорят, что происходят изменения в трудоустройстве. Во время собеседований фокус смещается на навыки и навыки кандидатов вместо опыта и должностей. Например, в сети «Фокстрот» потребность в кандидатах на должность продавец-консультант в магазины временно исчезла только в 2022 году, когда первой задачей было трудоустроить персонал закрытых и разрушенных магазинов в опасных регионах. Начиная с начала 2023 года, ритейлер возобновил привлечение персонала, удерживая фокус на кандидатах без опыта работы.

«Количество собеседований [у нас] остается на довоенном уровне, но качество кандидатов совсем другое. Значительно меньше стало кандидатов с релевантным опытом. Также мы берем в команду молодежь в офис. Сначала это простые должности (например, помощник категорийного менеджера), а впоследствии мы получаем опытного, профессионального категорийного менеджера, который также проходит очень много этапов как внутреннего, так и внешнего обучения, и не обходит саморазвития. У нас много примеров карьерного роста», — говорит Татьяна Правда, HRD сети магазинов «Файно Маркет»

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или