контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Рынок продуктового ритейла Украины: взгляд из России  

08.08.2018 в 11:05
Рынок продуктового ритейла Украины: взгляд из России

В Украине продовольственный розничный рынок контролируют местные ретейлеры. Доля топ-10 FMCG-сетей страны в 2017 году составила 36,9% от общего объема розничных продаж (год назад этот показатель был 32,2%), подсчитала исследовательская компания GT Partners Ukraine.

Десятка лидеров открыла в прошлом году 219 магазинов в Украине. Наиболее активно ретейлеры осваивали Западную Украину, на нее пришлось 32,1% всех новых объектов, в Восточной Украине было открыто 25,2%, на юге страны — 12% - пишет marketmedia.ru

Самая крупная сеть в Украине — АТБ, на 1 июля этого года она насчитывала 954 магазина. В прошлом году ретейлер стал лидером по открытию новых объектов (78). Второе место среди продуктовых розничных сетей занимает киевская Fozzy Group, развивающая сети «Сільпо», «Фора», Fozzy, Le Silpo, Thrash!, Favore. Она управляет 540 магазинами. На третьем — луцкая Volwest Group, управляющая сетями «Наш край», «Наш край экспресс» и SPAR. В ее управлении находится 240 розничных точек. 

В GT Partners Ukraine сообщили MarketMedia, что в этом году в целом продуктовые ретейлеры Украины демонстрируют более низкие темпы экспансии, чем в 2017-м. Что касается международных сетей, то их интерес к развитию бизнеса в Украине очень слабый. И на данный момент в стране работают Billa, METRO, Auchan, NOVUS и SPAR.

В первом полугодии 2018 года оборот розничной торговли Украины вырос на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (в сопоставимых ценах), до 428,9 млрд гривен, сообщила Государственная служба статистики Украины. 

«Продовольственный розничный рынок Украины для российских инвесторов вообще не привлекательный. Сразу оговорюсь, что политическая ситуация здесь ни при чем. Вся история, связанная с попытками российских ретейлеров выйти на рынок Украины, потерпела полное фиаско. Никому за все время не удалось там закрепиться и создать крупного игрока. Все выходили либо через продажу своего бизнеса местным игрокам, либо через списание убытков и закрытие бизнеса. Примеры сетей «Патэрсон» (был поглощен Х5 Retail Group в 2009 году. — Ред.) и Х5 Retail Group, продержавшейся на украинском рынке 10 лет, но в итоге продавшей свою сеть «Перекресток» в 2014 году местной сети Varus, это подтверждают», — говорит Николай Габышев, управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital, считая, что у российских розничных сетей на Украине нет никакого будущего с точки зрения развития бизнеса. 

Инвестбанкир вспоминает, что в свое время он работал в российской сети «Патэрсон», имевшей магазины в Киеве, пытался ее развивать на локальном рынке. Но вести переговоры с украинскими владельцами помещений и договариваться было очень сложно. Кроме того, ранее в Украине не было рынка долгосрочной аренды, а все договоры были 11-месячные. Это тоже создавало колоссальные риски для сохранения бизнеса. Также украинский рынок очень сильно сегментирован по регионам и покупательной способности. Когда в стране денег нет, население активно переходит на придомовое хозяйство. Соответственно, выживают небольшие дискаунтеры либо небольшая горстка премиальных магазинов в крупных городах. Кроме того, у украинцев очень сильная приверженность к локальным сетям. Там даже «Ашан» и Metro так не прижились, как в России, отмечает эксперт. 

Топ-10 продовольственныхретейлеров Украины

1. АТБ. Сеть создана в 1993 году в Днепропетровске (в 2016 года переименован в г. Днепр) тремя бизнесменами Геннадием Буткевичем, Евгением Ермаковым и Виктором Карачуном. Магазины сети работают в формате дискаунтер. Эта сеть последние несколько лет является самой динамично развивающейся на Украине. Сейчас она насчитывает 954 точки. Ассортимент включает 3,5 тыс. наименований, из них более 800 позиций — частные марки. В 2017 году ретейлер снизил темпы развития и открыл 78 новых магазинов против 111 годом ранее. Оборот сети в 2017 году составил 80,2 млрд гривен (187,4 млрд рублей по курсу на 02.08.2018). 

2. Fozzy GroupЭто одна из крупнейших торгово-промышленных групп Украины, созданная в 1997 году. Ее основатели — школьные друзья Владимир Костельман, Роман Чигир и Олег Сотников. Которые, кстати, в 1990-х годах создали рок-группу «Ремонт воды», существующую и по сей день. Помимо торговых сетей («Сільпо», «Фора», Fozzy, Le Silpo, Thrash! Favore) бизнес-интересы группы компаний включают производство продуктов питания, банковский и ресторанный бизнесы. В частности, в холдинг входят: фармацевтические супермаркеты «Біла ромашка», персональная электроника ringoo, Нежинский консервный завод, птицефабрика «Варто», Богуславский завод продтоваров, ООО «Огни Гестии», банк «ВОСТОК», а также рестораны «У Хромого Пола», «Старомак», POSITANO, «Дзяо-бар» и сеть хлебных мастерских «Буланжери». В 2017 году Fozzy Group открыла 35 новых магазинов, в 2016-м — 59. При этом ретейлер не боится экспериментировать с форматами. В прошлом году он открыл первый за долгое время Le Silpo в Одессе, премиальный food-market Favore в Козине Киевской области, премиальный «Сільпо» в стиле Лазурного Берега в Киеве и концептуальный «Сільпо» в стилистике средневекового замка в Луцке. На этом сеть не остановится и будет дальше открывать магазины в новых необычных концептах и форматах, писал портал RAU.

3. Volwest Group. Инвестиционная группа создана в 1992 году в Волынской области Украины. В настоящее время приоритетными инвестиционными проектами для нее являются торговая сеть «Наш край» (работает в трех форматах), дистрибьютор SMART Logistics (дистрибуция ТМ «Свиточ», «Конти», «Рошен»), компания по продаже теплового, холодильного и климатического оборудования «Техно Модуль», спортивно-развлекательный комплекс «Адреналин Сити», демидовский консервный завод (ТМ «Щедрый повар»), Шацкий молокозавод, радио и газета «Семья и Дом», пиццерия «Тарантелла», вендинговая компания «Кофе Групп».

4. Торгово-производственная компания «Львовхолод»Компания управляет сетями под брендами «Руковичка», «Під Боком» и «Рукавичка S», которые являются одним из лидеров в Западной Украине и насчитывают 133 магазина. В прошлом году ЕБРР выдал сети «Рукавичка» кредит сроком на 6 лет на 135 млн гривен (324 млн рублей) для расширения ее деятельности, предусматривающей открытие 42 новых магазинов до конца 2018 года, модернизацию и повышение энергоэффективности, а также расширение логистического центра. 

Крупнейшим владельцем компании (по данным на начало 2017 года) был Богдан Козак, владеющий 66,64%, также среди совладельцев значились Ольга Козак (24,27%), Оксана Козак (3,5%), Степан Романец (1,3%). 

5. Киевская компания «ЭКО». Развивает сети «ЭКО маркет» и «Симпатик», насчитывающие 115 супермаркетов. Первый магазин открыт в 2003 году в Чернигове. Компания принадлежит украинскому бизнесмену Святославу Нечитайло, владельцу крупнейшего алкогольного холдинга «Баядера Групп» (ТМ «Хлібний Дар», ТМ «Козацька Рада», ТМ «Перша Гільдія», ТМ Fresh Shot). Украинские СМИ оценили состояние Святослава Нечитайло в 2016 году в $43 млн. 

6. Киевское ООО «ОПТТОРГ-15»Компания развивает сеть «Делви», управляющую 110 магазинами, и является одним из новичков продовольственного рынка Украины. Первый магазин открыт в мае 2015 года. Торговая площадь магазинов — от 60 до 120 м2 с ассортиментом продукции от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. единиц товара. По данным украинского сайта Obozrevatel, «Делви» к 2021 году планирует создать национальную сеть, которая объединит 1000 магазинов в формате у дома. 

7. ООО «Украинский Ритейл»Компания создана в Днепропетровске в сентябре 2006 года и развивает сети «Брусничка» и «Брусниця» (формат у дома) в Восточной и Центральной Украине. Основная цель компании — создать одну из крупнейших розничных сетей в Украине. На июнь этого года под двумя брендами работал 101 магазин. Средняя площадь одного объекта — 300-400 м2 с ассортиментом около 5 тыс. позиций. 

8. Киевское ООО «ЛК-Транс»Компания создана в 2011 году и управляет сетью магазинов у дома «ЛотОк». На июнь 2018 года она насчитывала 87 объектов. 

9. ООО «Модерн-Трейд» и ООО «Киевское»Эти две компании развивают одесские сети «Копійка» и Santim (всего 87 объектов). «Копійка» работает в трех форматах: небольшие магазины площадью до 500 м2, средние — 600-800 м2 и большие — около 1 тыс. м2. В зависимости от площади магазинов ассортимент варьируется от 10 тыс. до 20 тыс. позиций. 

10. ООО «ПАККО-холдинг»Компания основана в 1996 году. Центральный офис находится в Луцке. Компания работает в 11 регионах Западной, Центральной и Восточной Украины. Основные виды деятельности: розничная и оптовая торговля продуктами питания и товарами для дома. В состав компании «ПАККО Холдинг» входят: сеть супермаркетов «Вопак» и сеть cash&carry «ПАККО».

Источник – All Retail
Распечатать