контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

EuroShop2020

Болевые точки украинского ритейла и FMCG-рынка  

29.11.2019 в 13:43
Болевые точки украинского ритейла и FMCG-рынка

С какими главными проблемами сталкиваются украинские игроки ритейла непродуктових товаров, а также товаров повседневного спроса (FMCG), как обстоит дело с конкуренцией, глобализацией, и какие перспективы открываются перед отраслью.

На сайте Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) размещена колонка, автор которой — управляющий партнер юрфирмы Антика Алексей Кот — анализирует развитие украинского и международного FMCG-ритейла. RAU приводит ее адаптированную версию.

Уровень конкуренции на FMCG-рынке в Украине и мире

Исторически сложилось, что конкуренция на рынке FMCG достаточно высока. После начала российской агрессии практически все крупные международные производители повседневных товаров, которые присутствуют на нашем рынке, вывели свои украинские офисы из подчинения России. Одни передали подразделение европейским офисам, другие — сделали его автономным. Поэтому конкурентная борьба среди международных производителей FMCG-сектора в Украине преимущественно является отголоском того, что происходит на рынке Европы.

Если говорить о торговых сетях, то конкурентная борьба между ними происходит в несколько иной плоскости. В известной степени все они разделили между собой территории и степени воздействия. Поэтому о серьезном соперничестве обычно речь не идет. Скорее, можно говорить о развитии сети, что требует немалых финансовых и административных затрат. Однако не следует забывать и о ряде организационных вопросов, которые приходится решать: получение разрешительных документов, преодоление административного давления. Все это влияет на функционирование торговых сетей. Их развитие происходит волнообразной кривой, когда периоды активного роста чередуются с периодами стагнации.

О нарушении антимонопольного законодательства

Украинский рынок ритейла и FMCG достаточно велик. Неудивительно, что на нем происходит значительное количество различных нарушений (если смотреть на рынок в целом). Однако утверждать, что ситуация на этом рынке кардинально отличается от других украинских рынков, или же характер самих нарушений имеет свою специфику, не стоит. Здесь есть как недобросовестная конкуренция, в том числе и с помощью рекламы, так и сговоры на торгах, и концентрации без разрешений, и картели.

Следует отметить, что все еще характерны нарушения, совершенные скорее из-за непонимания или незнания законодательства, ошибки в процессе рекламных кампаний или сделок M&A, чем из-за сознательного игнорирования компаниями регуляторных норм.

Поэтому очевидно, что при таких условиях действия АМКУ является преимущественно ситуативными и связаны с конкретной специфической ситуацией, касающейся определенной компании. Так, в некоторых случаях комитет дает рекомендательные разъяснения участникам процесса, чтобы устранить и не допустить нарушения в будущем, в других — выполняет карательную функцию, накладывая штрафы, порой весьма большие.

Следует также отделять вопросы борьбы с контрафактной продукцией. Несмотря на наличие в АМКУ необходимых полномочий и функций, в силу объективных причин комитет физически не способен мониторить рынки по выявлению подделок. В этом направлении важны усилия, которые прилагает сама компания для выявления такой продукции с целью обращения в АМКУ или правоохранительные органы.

Также важно отслеживать рыночные тенденции в разных странах. Особенно учитывая, что в контексте глобализации весьма актуален вопрос о картельных сговорах. Часто это происходит на уровне центральных офисов компаний. И на украинском рынке не всегда удается найти доказательство такого сговора. Как минимум между АМКУ и европейскими органами действует ряд программ по обмену информацией между электронными онлайн-системами по определенным глобальным рынкам. Это достаточно весомый инструмент для отслеживания рыночных процессов и влияния тех или иных событий на европейском рынке на рынок Украины.

Успевают ли украинские законодатели и регуляторы реагировать на развитие отрасли

Нюанс в том, что сейчас все рынки достаточно хорошо развиты, поэтому возможности для их расширения ограничены. Любой существенный сдвиг рыночной доли возможен в результате определенных инноваций: в линейке продуктов, в сфере маркетинговых, рекламных процессов, структур продаж и т. п. В последнем случае, почти всегда компании стараются не соблюдать законодательные новации, сознательно используя найдены в них «пробелы» или в некоторой степени идут в разрез с нормами регулирования.

Как бы печально это не звучало, но пока не наблюдалось ситуаций, когда законодательное регулирование было бы проактивно и оперативно, а главное — адекватно реагировало на определенные тенденции в различных отраслях. Поэтому следует относиться с пониманием к тому, что законодательство всегда будет немного отставать от рыночных потребностей. Взять хотя бы новый Закон о защите экономической конкуренции, принятый Верховной Радой Украины 7 февраля 2019 года.

Основные новации закона — процедурные, однако достаточно важные с точки зрения защиты прав бизнеса: ряд изменений и уточнений, которые рынок ждал годами, вносится в процедуру рассмотрения дела АМКУ. Также установлены предельные сроки проведения комитетом расследования по делу, регламентирована процедура отвода госуполномоченных. Еще одним важным нововведением стали положения о применении нового для Украины института «урегулирования» (settlement). Он широко применяется в странах Европы и демонстрирует хорошие показатели. Как эта процедура будет действовать у нас — покажет время.

Прогнозы по развитию FMCG-сектора

После подписания Соглашения об ассоциации с ЕС рынок Украины стал более открытым для европейских товаров. С одной стороны это, безусловно, хорошо, с другой — не очень. Позитив заключается в том, что европейские товары становятся доступными для украинского потребителя. Но одновременно это означает, что потребитель выбирает продукцию зарубежного, а не отечественного производителя.

Пока инвесторы воздерживаются от серьезных вложений в украинскую экономику. Ведь для любого иностранного инвестора военные действия на территории государства — это достаточно большой риск. С другой стороны, Украина имеет режим свободной торговли с ЕС. Кроме того, себестоимость производства товаров у нас значительно ниже, чем в Европе. Поэтому я искренне надеюсь, что экономическая привлекательность Украины позволит в ближайшее время рассчитывать на появление новых крупных игроков на украинском FMCG-рынка

Источник – All Retail
Распечатать