NOVUS планирует открыть более 50 магазинов разного формата в 2025 году
Заместитель генерального директора по операционной деятельности NOVUS Алексей Панасенко рассказал о развитии сети в 2023-2024 годах, ближайших планах, актуальных стандартах по новым объектам и источникам финансирования.
Как вы оцениваете потребительские настроения в этом году? Как изменился средний чек по сравнению с прошлым годом?
В этом году мы наблюдаем некоторое понижение потребительских настроений. Согласно данным Info Sapiens, в октябре 2024 года индекс потребительских настроений снизился на 3,8 пункта, достигнув 68,8. Эта тенденция отражает осторожность покупателей, что очевидно в условиях нестабильности. В то же время, средний чек в наших супермаркетах вырос на 8% по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует об адаптации потребителей к новым экономическим условиям и акценте на выбор качественных товаров.
По сравнению с довоенным периодом, в структуре продаж отмечаем разную динамику по категориям. В частности, снижение объемов наблюдается в категории товаров для новорожденных, что является следствием демографических изменений, и общего сокращения покупательной активности в этой группе. Однако стабильный рост демонстрируют овощи, фрукты и кулинарная продукция. Это подчеркивает повышенный интерес потребителей к свежим продуктам и готовым решениям для ежедневного питания. К примеру, кулинария у нас выросла на 12-15% (в кг).
Ощущается ли влияние программы «Национальный Кэшбэк» на выбор потребителя?
С 2022 года мы наблюдаем стабильный рост доли отечественных товаров в нашем товарообороте. Сегодня более 60% из более 30 тыс. товарных позиций в нашем ассортименте — это продукция украинского производства. Программа «Национальный Кэшбэк», по моему мнению, стала дополнительным мощным стимулом для этого тренда. Хотя точно определить процент роста, который обеспечила именно эта инициатива, непросто, но тот факт, что уже 5,7 миллиона украинцев оформили карту «Национального кэшбека», говорит сам за себя.
Были опасения, что эта программа не только будет стимулировать выбор отечественных товаров, но и спровоцирует рост цен на них?
Мы этого не наблюдаем. Наши цены не изменились после запуска программы.
Какие программы из ваших традиционных наиболее стимулируют потребительский интерес?
Среди программ стимулирования спроса наиболее эффективными остаются «глубокие» скидки на товары, достигающие 55%, особенно в среднем и премиальном сегментах. Они не только поддерживают продажи, но и позволяют покупателям приобрести качественную продукцию по доступным ценам — это особенно важно для NOVUS в нынешних условиях. К примеру, наша акция «Минус 40%» на вина собственного импорта проводится дважды в год. В этом году мы расширили аналогичные программы на другие категории, включая чай, кофе и сыры. Прирост продаж во время таких акций зависит от «эластичности» товаров: для категорий с длительным сроком хранения он значительно выше.
Наиболее «эластичными» остаются товары долгосрочного хранения, алкоголь и бытовая химия — прирост товарооборота в среднем составляет +170%, что в два-три раза превышает обычные продажи. Высокой эластичностью также отличаются деликатесы и премиальные товары, такие как оливковое масло, хамоны или сыры: благодаря акциям их прирост достигает 18-20 раз, что объясняется выгодными предложениями и возможностью обогащения потребительской корзины.
Как расширилась в этом году ваша сеть? Вы больше внимания уделяете формату Mi Market? Насколько эффективным показывает себя этот формат?
В этом году мы открыли 17 новых объектов, в частности, 14 из них формата у дома Mi Market в столичном регионе. над стратегией экспансии. Планируем масштабировать этот формат в густонаселенных районах, в этом году откроем еще два, в 2025 — еще 50 новых Mi Market.
Какие инвестиции в формат магазинов у дома?
Это магазины от 50 до 400 кв. м. Наши инвестиции в открытие такого магазина при ремонте, приобретении оборудования и других операционных расходах составляют около 5 млн грн.
Есть ли в ближайших планах открытие больших форматов?
Мы готовим открытие двух NOVUS по ул. Петропавловский в Киеве — уже 20 декабря, на Софийской Борщаговке — в первой половине следующего года. Первый магазин имеет около 600 кв. м, второй свыше 2 тыс. кв. м, оба укомплектованы современным энергоэффективным оборудованием для бесперебойной работы, продукцией собственного производства.
Когда вы начнете выходить за пределы Киевской области и при каких условиях и где готовы рассматривать такую возможность?
В настоящее время мы стратегически сосредоточены на развитии столичного региона и создании максимально комфортных условий для покупателей. Наша основная ставка сейчас — это органический рост и открытие новых магазинов в Киеве и области. Подробные планы по экспансии в другие регионы пока отсутствуют. В то же время, мы открыты к любым предложениям и готовы рассматривать новые регионы, если это будет экономически целесообразно. Для нас важно не просто войти на новый рынок, а иметь возможность развиваться и строить эффективный бизнес в этом регионе.
Какой объем NOVUS инвестировал в последние годы?
Мы продолжали инвестиции, несмотря на вызовы от полномасштабного вторжения, которые привели не только к потере определенных магазинов и складов сети, но и к разрыву логистических цепей, потере поставщиков, оттоку кадров через внутреннюю и внешнюю миграцию. Насчет приоритетов, например, в Буче наш магазин был центром жизни до военного времени. Мы не могли отложить восстановление его на год, два, три. Мы его восстановили уже в 2022-м.
В целом NOVUS инвестировал 1 млрд 360 млн грн в 2023-2024 годах в расширение сети, собственный логистический центр, восстановление поврежденных и открытие 16 новых магазинов и программу энергоэффективности.
В 2025 году планируем инвестировать в развитие компании, в разные форматы, несмотря на войну.
В конце 2020 года вы финализовали соглашение по присоединению Billa. Озвучиваете ли сумму инвестиций в адаптацию магазинов? Рассматриваете ли возможное поглощение других сетей?
Интеграция Billa завершилась успешно, и мы провели комплексную адаптацию магазинов к стандартам NOVUS. Общие инвестиции в процесс трансформации составили около $100 млн. Рассматриваем возможность новых сделок по поглощению, если это будет способствовать нашему стратегическому росту и позволит усилить присутствие в ключевых регионах. Однако приоритетом остается органический рост из-за открытия новых точек.
Какие из магазинов экс-Billa показывают самые лучшие результаты?
В целом они все показывают хорошие результаты, мы удовлетворены. На данном этапе наиболее сложный — магазины на Майдане Незалежности. магазин на Троещине Но нужно заметить, что мы делали там полную реконструкцию, по сути. построили там новый магазин.
А какой магазин занимает первое место в целом по сети?
Конечно, это наш флагманский в ТРЦ Retroville. Он также отстроен после обстрела. И на сегодняшний день это лучший магазин.
В этом году NOVUS запустил в Киеве свой распределительный центр, построенный по принципам экологического строительства BREEAM на кредитные средства ЕБРР. Как на фоне снижения экономических настроений происходит погашение этого кредита ($100 млн)? Планируете обращаться за банковским кредитованием для развития сети, направления логистики. Будете ли расширять привлечение средств через ценные бумаги?
Новый распределительный центр, построенный по стандартам экологического строительства BREEAM, функционирует на полную мощность и является важным элементом нашей стратегии оптимизации логистики и операционных расходов. Мы придерживаемся графика погашения кредита ЕБРР в размере $100 млн. Это стало возможным благодаря эффективному финансовому планированию, оптимизации затрат и стабильному росту ключевых направлений бизнеса. Поддержка ЕБРР является индикатором доверия международных инвесторов к нашей бизнес-модели и устойчивости компании.
Кроме традиционного кредитования мы активно работаем над диверсификацией источников финансирования. В 2024 году NOVUS осуществил выпуск корпоративных облигаций на сумму 400 млн грн, обеспеченных коммерческой недвижимостью, принадлежащей ГК NOVUS.
В ближайшей перспективе мы не исключаем привлечения дополнительного финансирования для дальнейшего развития логистической инфраструктуры и расширения сети. Мы рассматриваем как возможность новых эмиссий облигаций, так и получение банковских кредитов на выгодных условиях. Благодаря эффективному управлению финансами и доверию инвесторов, у компании NOVUS есть все предпосылки для дальнейшего роста и укрепления позиций на рынке продовольственного ритейла Украины.
Много внимания уделяется экологичности и энергоэффективности ваших объектов. Какие практики/технологии планируется внедрять?
NOVUS активно внедряет «зеленые» технологии: системы рекуперации тепла, LED-освещение, энергосберегающее холодильное оборудование, а также солнечные панели на крышах новых объектов и на существующих ТТ. В ближайшие два года до 30 магазинов сети будут оборудованы кровельными солнечными станциями. В дальнейшем же наличие солнечной электростанции на крыше уже внесено в стандарты строительства магазинов. То есть, все новые магазины, которые мы будем строить, уже будут обустроены СЭС.
Также мы планируем начать использовать газовые электрогенераторы, которые более энергоэффективны, чем дизельные (когенерацию). В пилотном проекте у нас два объекта, которые будут оборудованы газовыми генераторами — это наш логистический центр и один из магазинов.
В 2025 году планируем запустить пилотный проект по использованию тепловых насосов для снижения энергозатрат. К тому же все магазины NOVUS оборудованы генераторами, чтобы работать в условиях блекаутов.
Как вы решаете проблему дефицита персонала?
Проблемы с персоналом сегодня испытывают весь бизнес, ее решение — это целый комплекс мер. В первую очередь, мы обеспечиваем нашим работникам конкурентную заработную оплату. К примеру, только в этом году мы повысили зарплату наших работников от 10 до 25%, в зависимости от позиции. Реализуем программы обучения и адаптации для новых сотрудников. Также активно сотрудничаем с образовательными учреждениями для подготовки специалистов по дуальной системе образования. Особое внимание уделяем развитию внутреннего резерва, что позволяет эффективно закрывать ключевые вакансии. В частности, в 2023-2024 годах 61% всех административных позиций закрыты внутренними кандидатами.