
В Киеве прошел фестиваль сырного искусства ProCheese Awards 2025
Событие ProCheese Awards 2025 объединило украинских и международных производителей, ведущих экспертов и более 4000 посетителей. В рамках фестиваля также прошли национальный конкурс на лучший украинский сыр и соревнования за звание лучшего чизмонгера страны.
Организаторы мероприятия ProCheese Awards 2025 — компания Ardis Group и ProCheese Академия. Фестиваль собрал 36 производителей — от небольших крафтовых семейных хозяйств до известных украинских и международных брендов. Они представили более 200 видов сыра, а также продуктов и напитков, которые подходят к нему, знакомя гостей с разнообразием вкусов и сочетаний.
Событие посетило более 4000 гостей. Для них работали сырный маркет и фудкорты, детские зоны и развлечения, проходили мастер-классы от гастро-экспертов и выступление группы KADNAY.
В состав жюри национальных конкурсов вошли специалисты из Украины, Британии, Франции, Польши и Германии, которые оценивали участников и выбирали лучший сыр и чизмонгера страны по версии ProCheese Awards 2025. Концепцией нынешнего фестиваля стало сочетание искусства моды и сыра, а слога.
«В этом году мы выбрали тему fashion edition, ведь и мода, и сыр — это о стиле, творчестве и вкусе. Как в моде появляются тренды, так и в сыроварении рождаются новые продукты, новые сочетания, новые вкусовые ощущения. Мы хотели показать, что сыр может быть не только продуктом на полке, но и настоящим культурным явлением.
Для украинцев сыр становится новым языком, на котором можно открыть новые страны, а Украину — в мире. Это и наши локальные традиции, и современные смелые эксперименты, способные удивить даже привередливых гурманов за границей. Когда мы говорим о сыре, мы говорим о креативности, подлинности и уверенности страны в собственном голосе. Именно так мы хотим, чтобы Украину видели и чувствовали по-новому через призму вкуса, красоты и культуры», — отмечает Оксана Чернова, соучредитель ProCheese Awards, судья международных сырных конкурсов, основатель и тренер ProCheese Академии.
Национальный конкурс сыра
Фестиваль стал платформой для национального конкурса на лучший сыр. Участие приняло 81 сыров от производителей из разных регионов страны, среди них — сыроварни, находящиеся на прифронтовых территориях или оккупированные во время полномасштабного вторжения. Победителем стал козьий сыр «Повня» от фермы-агроусадьбы «Ясна» Киевской области.Еще 37 сыров получили золотые, серебряные и бронзовые награды.
Оценку осуществляли сырные эксперты по критериям, отвечающим международным стандартам. Среди судей — Оксана Чернова (Украина), Грегори Жиродон (Франция), Пол Томас (Великобритания/Германия), Ричард Пол (Великобритания), Якуб Мазярчик (Польша).
Национальный конкурс чизмонгеров
Ключевым событием второго дня фестиваля стал финал конкурса чизмонгеров — профессиональных продавцов сыра: участники соревновались в тестировании и слепых дегустациях, создавали тематические метровые сырные плато и ресторанные подачи сыра, демонстрируя уровень мастерства и креатива. Финал конкурса состоялся согласно мировым практикам международных конкурсов чизмонгеров, где эксперты определили трех победителей. «Золото» получил Богдан Шевлюга — чизмонгер сети магазинов Good Wine. Второе и третье место заняли: Наталья Пальчак из Станиславской сыроварни и Сергей Цымбал, магазин Bad Boy соответственно.
«Есть большой прогресс по сравнению с тем, что я видел на первом фестивале сырного искусства ProCheese Awards 2021. Украинские производители и чизмонгеры уже выходят на уровень европейских коллег», — поделился впечатлениями Грегори Жиродон, судья конкурсов сыра и чизмонгеров.
Fashion-составляющая фестиваля
В рамках мероприятия состоялся fashion-показ коллекции одежды на творожную тематику «Cheese Couture» от украинских дизайнеров.
Победительницей стала Анна Кушнерук с коллекцией «Микросети сыра», а оценивали работы представители из сфер медиа, культуры, дизайна и искусства, в частности Ирина Татаренко — Шеф-редактор журнала и сайта Marie Claire Ukraine, Наталья Лукьянец — фэшн-экспертка, экспертка Украинская дизайнер бренда TONIA, стилистка и художница из костюмов, Марина Лосева — fashion-экспертка.
Партнеры мероприятия
Отдельным направлением фестиваля стала благотворительность. Партнером мероприятия стал благотворительный фонд Shields Ukraine. Средства, собранные в рамках интерактивов, розыгрышей и других благотворительных активностей, будут направлены на закупку оборудования для оснащения отдела реабилитации одного из медицинских центров Национальной Гвардии Украины.
Генеральным партнером фестиваля стал бренд свежих сыров Lelʼ, а эксклюзивным — Lactalis Ukraine, представленный брендом Président. ProCheese Awards 2025 также поддержала швейцарско-украинская программа Quality FOOD Trade Programme, обеспечившая бесплатное участие в мероприятии для 20 крафтовых производителей сыра, а также создала зону кинотеатра о пути молока от фермы до стола.
«Такие события, как ProCheese Awards, являются прекрасной возможностью отметить достижения украинских сыроделов и производителей молочной продукции, а также их вклад на национальном рынке. Они выполняют очень важную миссию — обеспечивают украинцев безопасной и качественной пищей. Производство сыра является ключевым в создании добавленной стоимости в аграрном секторе и важным элементом продовольственной безопасности. Именно украинские крафтовые сыровары поставили Украину на мировую сырную карту, получив многочисленные международные награды. Их участие в глобальных конкурсах и местных ярмарках последовательно поддерживается Швейцарией через швейцарско-украинскую программу Quality FOOD Trade Programme», — прокомментировал Жан Люк Бернаскони, директор Программы сотрудничества Посольства Швейцарии в Украине.
Среди официальных партнеров были и другие хорошо известные торговые марки — Bergader, КОМО и CHEESE CLUB, подарившие гостям настоящее сырное разнообразие. Стратегический партнер мероприятия — Союз молочных предприятий Украины.
Нынешним международным партнером мероприятия стало и Посольство Королевства Нидерландов, снабдив национальный стенд, на котором были представлены нидерландские торговые марки — Beemster и Boska.
За кофе и бодрость на фестивале отвечал эксклюзивный кофейный партнер — IDEALIST COFFEE&CO, а за настроение и пузыри в бокалах — бар «Наново», алкогольный партнер события. Атмосферу дополняли и крафтовые украинские производители сидра, вина и чая.
Цель мероприятия — развитие культуры потребления сыра в Украине, формирование его восприятия как продукта со своим стилем и вкусом, а также укрепление имиджа нашей страны в мировой молочной экосистеме.