All Retail
Опубликовано

Украинцы выбирают осознанные подарки и доверяют людям больше, чем ИИ — Deloitte

Несмотря на четвертый год полномасштабной войны, подготовка к зимним праздникам остается важным элементом для многих украинцев. По данным Deloitte Ukraine, количество планирующих рождественский и новогодний шопинг за год выросло с 65% до 75%. Все больше украинцев выбирают домашний формат празднования – 68% против 54% в 2024 году.

«В этом году мы видим, что подготовка к праздникам становится более взвешенной и предусмотрительной: украинцы планируют покупки раньше, более осторожно подходят к расходам и чаще выбирают то, что имеет личное значение для них и их близких. По результатам исследования, для 51% опрошенных процесс подготовки подарков остается приятным ритуалом, а не стрессом. Именно такие привычные заботы помогают нам сегодня поддерживать себя и тех, кто рядом», — отмечает Александр Ямпольский, лидер направления ритейла и оптовой дистрибуции Deloitte Ukraine.

Какие тенденции формируют праздничный шоппинг украинцев в 2025 году

  • Готовятся заранее. Все больше украинцев начинают праздничный шопинг раньше времени: 18% — еще до декабря, в то время как основной период покупок приходится на 1–24 декабря (62%).
  • Финансовая осторожность определяет праздничный бюджет. Уже четвертый год подряд украинцы не увеличивают расходы: 46% готовы выделить на шопинг не более четверти месячного дохода, а 54% планируют уложиться в 1000–5000 грн.
  • Подарки самым близким. Праздничные покупки сосредоточены вокруг семьи (88%) и друзей (40%). В то же время, молодежь чаще отходит от традиционного сценария: 49% покупают подарки для себя.
  • Преимущественно покупают офлайн. Чаще украинцы делают праздничные покупки в крупных и средних сетях супермаркетов (43%), онлайн-магазины стабильно занимают второе место (27%), а косметические магазины (21%) остаются популярными благодаря спросу на подарки «для себя и близких».
  • Онлайн-шоппинг: что раздражает больше всего. Покупателей больше всего огорчает отсутствие товаров (27%), чрезмерная реклама (22%) и неудобные фильтры поиска (14%).
  • Благотворительность – неотъемлемая часть подготовки к праздникам. 64% украинцев планируют направить часть праздничного бюджета на благотворительность, и 8 из 10 поддерживают, прежде всего, украинских защитников на передовой.
  • Не доверяют алгоритмам. Самые популярные инструменты для выбора подарков – вишлисты (46%), сервисы сравнения цен (54%) и онлайн-отзывы (50%). Рекомендации инфлюэнсеров играют гораздо меньшую роль – на них ориентируются только 9–10% опрошенных. И только 10% респондентов считают, что наличие ИИ-ассистента на онлайн-платформах ритейлеров облегчило бы подбор праздничных подарков.
  • Ждут внимания и заботы от ритейла. 18% потребителей ожидают помощи с выбором продуманных подарков, 17% — возможности прислать презент в праздничной упаковке и с доставкой в определенный день. Помощники на базе ИИ интересны только 10% покупателей.

«Нынешнее исследование показало, что праздничные привычки украинцев отражают не только потребительские тренды, но и более глубокие внутренние изменения. То, как люди дарят, празднуют и ищут радость, сегодня является важной частью их эмоциональной стойкости. Даже во время войны украинцы остаются сообществом, которое помогает, делится и создает атмосферу праздника друг для друга», – заключает Александр Ямпольский, лидер направления ритейла и оптовой дистрибуции Deloitte Ukraine.

Исследование проводилось с помощью многоступенчатой стратифицированной выборки, представляющей население Украины по полу, возрасту, размеру населенного пункта и виду занятости. Сбор данных осуществлялся путем онлайн-опроса по квотированной выборке, соответствующей социально-демографическому портрету населения Украины. Всего в опросе приняли участие более 1000 респондентов.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или