All Retail
Наталья Кагадий, руководитель департамента ProCheese в Ardis Group
Опубликовано

Украинские молочные продукты: современные реалии и перспективы развития

Сфера молокопродуктов — мощный двигатель украинской экономики. Вокруг развития молочной отрасли постоянно бушуют дискуссии среди производителей, поставщиков и других игроков рынка.

О том, что нужно делать для развития молочной сферы в современных реалиях, недавно шла речь на MilkyForum2021, гостем и спикером которого была Наталья Кагадий, руководитель департамента ProCheese в Ardis Group, — передает All Retail

Ardis Group — украинская структурированная группа компаний с более чем 20-летним опытом импорта и продажей сыра, эксперты в производстве свежих сыров. Дискуссии бушевали очень активно, было много разных точек зрения по различным вопросам. Обсуждения касались следующих проблем отрасли:

• отсутствие поддержки от государства;

• рост цен на сырье в Украине (впервые не произошло сезонного снижения цены на молоко);

• увеличение конкуренции со стороны импортной продукции.

Некоторые эксперты считают, что государство должно дотировать украинских производителей, но, по мнению экспертов, это не совсем о развитии в долгосрочной перспективе.

Были и те, кто говорил о важности качественных изменений — ориентацию на производство продукции с добавленной стоимостью. Как один из примеров был представлен опыт работы молочной отрасли в Австрии, где был выбран курс на производство органических молочных биопродуктов более высокого качества. Активно развиваются молочные кооперативы и объединения. В последние годы в стране значительно увеличился объем производства био-молока (только за последний год прирост составил 19,5%). И сегодня Австрия производит наибольшую долю молочных биопродуктов в ЕС.

Также на мероприятии акцентировали внимание на теме альтернативных каналов сбыта молочных продуктов (АЗС, рестораны, магазины, фестивали). Видение Ardis Group по развитию отрясли (в частности сырной) раскрыла в своем выступлении Наталья Кагадий, руководитель департамента ProCheese в Ardis Group.

Развитие рынка украинского сыра

Доклад Натальи Кагадий был очень эмоциональным и содержательным. Она в очередной раз подчеркнула, что украинские производители сейчас находятся в невыгодном положении, поскольку изготовляют в основном стандартные полу твердые сыры. В последние годы импорт стремительно растёт. Но в первую очередь увеличивается спрос на новые категории и виды сыров. Потребитель хочет получать новый вкусовой опыт.

Будущее украинского сыра, прежде всего, зависит от умения производителей конкурировать с импортом. Но не в условиях, где конкурента пытаются убрать с рынка, а где вместе с конкурентом двигают индустрию. То, что объединяет всех производителей и поставщиков сыра — борьба со страхами и стереотипами потребителей.

Сейчас производителей сыра и его видов становится больше. Поэтому общая цель должна быть одна — расти и развивать молочный рынок Украины, вместе сделать сыр любимым продуктом людей, а потом уже пытаться убедить всех покупать именно свой сыр.

Именно поэтому компания Ardis Group приняла стратегическое решение — объединить всех игроков молочного рынка на фестивале ProCheese Awards, который отныне организаторы будут проводить ежегодно.

Проведение таких мероприятий помогает бороться со страхами людей, развивает их вкус, дает возможность производителям знакомиться, делать совместные проекты и поднимает вопрос о потребление сыра. Блогеры рассказывают широкой аудитории о сыре и свои впечатления от его вкуса. У детей формируется мнение о продукте, независимо от предпочтений родителей. Люди, которые никогда не покупали дорогой сыр, решаются на его приобретение.

Какие еще шаги должны быть сделаны для развития отрасли

1. Постепенно увеличивать объем потребления сыра. К примеру, в Украине на одного человека в год приходится пять килограмм сыра. Для сравнения, во Франции этот показатель — 27 кг.

Чтобы наращивать объем потребления сыра в Украине, нужно пройти несколько этапов:

сыр должен стать максимально доступным — для этого нужно продавать его на заправках, в туристических магазинах; на корпоративных встречах подавать на стол тарелку сыров;

должны появляться бизнесы, которые используют сыр для увеличения своего чека, — винные магазины и рестораны, где есть чизсомелье, которые подают сырные тарелки посетителям;

людям нужно побороть свой страх перед новыми продуктами. Ведь в Украине пользуются спросом только те сыры, которые были доступны 20 лет назад.

2. Научиться правильно продавать сыр. К сожалению, сегодня продажи сыра в Украине находятся на этапе становления. Люди, которые продают сыры, бывают некомпетентными, и иногда вообще не пробовали того, что предлагают потребителям. Производители должны понять, что недостаточно сделать красивую упаковку и попасть в большой ритейл. Только человек, который стоит у витрины и знает все о сырах, которые реализует – может продать больше и сразу несколько видов, а также учесть все потребности клиента

3. Узнать потребности клиентов, коммуницировать с ними напрямую и создавать уникальные рецептуры. Цифры продаж не всегда показывают реальное отношение покупателя к товару. Понять место продукта на рынке реально благодаря тем же фестивалям. Здесь можно получить моментальный отклик и реакцию, сделать выводы о дальнейших шагах. Это прекрасная возможность для крупных производителей — испытать новый продукт в бою, узнать мнение людей до того, как выходить на большие продажи.

4. Готовить основу для экспорта сыра в другие страны. Главная ошибка украинских производителей заключается в том, что они видят угрозу от конкуренции и больше внимания уделяют прошлому опыту и проблемам. Это не о будущем. Нужно расширять границы, смотреть на перспективу мирового рынка и не ограничиваться своей категорией. Процент импорта в Украину в два раза меньше, чем в Германию, но немцы не требуют закрывать границу, чтобы сохранить местное производство. Они, наоборот, экспортируют больше молокопродуктов в другие страны. Украинский сыр сегодня неконкурентноспособен за рубежом. Мы до сих пор экспортируем преимущественно сырье для дальнейшей переработки, и для перехода к экспорту сыра нам нужно пройти долгий путь. Надо понять, что может понравиться европейской аудитории, познакомиться с ней, заявить о себе на международной арене. Кстати, благодаря Ardis Group был осуществлен первый шаг – на фестивале сырного искусства ProCheese Awards 2021. Профессиональная коллегия четырёх судей из Украины, Нидерландов, США и Франции выбрала лучший украинский сыр, который впервые поедет представлять нашу страну на международном сырном конкурсе World Cheese Awards в Испании.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или